Блог Надежды Николаевой
Как растить детей и оставаться адекватным человеком
Лого eko-pohudenie.ru
научить ребенка общаться

Обучение дошкольников общению — зачем нужно и как диагностировать

Всем привет! Сегодня срочно публикую давно желающий выйти в свет пост о важности вопроса обучение дошкольников общению. В мире гаджетов и новых технологий  дети общаются между собой и сверстниками в реальном времени все меньше и меньше, предпочитая использовать всевозможные мессенджеры – ведь этот доступно и легко – сейчас только ленивый не сумеет зарегистрироваться и начать пользоваться компьютерными программами, придуманными и разработанными, замечу ДЛЯ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ! Вот такой парадокс произошел – хотели сэкономить время работающих людей, а украли способность общаться вживую(.

В чем важность обучения дошкольников

Итак, зачем же так важно научить ребенка общаться со сверстниками и старшими – преподавателями, воспитателями, родными и близкими? Помните, за школьной скамьей нам говорили, что троечники, возможно, будут удачнее отличников? Прекрасно помню антимотивирующие высказывания учителей, после которых учиться не особо хотелось (но никуда не деться, если знания застревали в голове и в нужный момент давали знать о себе). Так вот именно из-за своей любви к общению многие троечники куда успешнее необщительных отличников, готовых выполнять указания хорошо, на оценку, не за результат.

Бывшие троечники, а порой и натянутые двоечники – любители отвлеченно болтать между собой и добиваться своих целей, не смотря ни на что – ни сниженные оценки, ни угрозы преподавателей вызвать родителей в школу – им все это уже знакомо, выходит, что троечники более подготовлены ко взрослой жизни, нежели зубрилы отличники. Я не говорю о каждом персонаже в отдельности – а такова общая картина закончивших школу людей около 10 лет назад.

Обучение дошкольников общению не должно носить какой-то принудительный характер – чем естественнее будет выглядеть процесс обучения общения, тем качественнее и эффективнее освоится наука. Ранее я писала о проблемах стеснения, которые  так или иначе коснутся школьника , если он не сможет справиться со стеснением.

 Как раз момент зажатости и недоверия, что заключает в себе стеснительность и порождает проблемы с усвоением школьного материала и приводит к дальнейшим комплексам, не позволяющим добиться достойных результатов и прийти к поставленной цели.

Обучая дошкольников общению, родители не только закаляют веру в себя, но и подготавливают к вполне ответственной взрослой жизни: ребенок учится коммуникативным средствам, на собственных ошибках исследует методы общения и перебирает всевозможные методы достижения целей.  Как бы мы, взрослые, не объясняли детям КАК НАДО, он не поймет принципов действия теории, пока не примет в практике, а еще лучше, когда в эту самую практику ребенок сам и внедрит собственные наблюдения.

Наверняка, вы уже сами замечали, что дети, менее контролируемые родителями, иногда из так называемых неудачных семей (одиноких или безответственных, слишком занятых родителей)   вливаются в коллектив на раз-два, в то время, когда чинно воспитанные дети стоят в сторонке и наблюдают за происходящим. Возможно, когда придется сравнить этих же людей во взрослом ответственном возрасте, более успешным окажется тот не влившийся в коллектив человек, тем не менее, частенько отвергнутый сверстниками, получивший определенный вес негатива в свой адрес. Что не может сказаться на дальнейшее взаимодействие с окружающим миром.

В самом нежном возрасте надо дать понять ребенку его значимость для окружающего мира

Как обучить ребенка общению?

Как уже говорилось, практика общения – залог успеха. Но не всегда у родителей есть возможность предоставить ребенку социальную среду по причине территориального расположения, частых  болезней или напряженной  ситуации в ином спектре. Тогда беспроигрышным вариантом станет пример именно вашего общения со взрослыми – старайтесь уделять внимание обучению общения ребенка – так к совершеннолетию детей у вас будет меньше поводов беспокоиться о его судьбе! Дети смотрят и впитывают домашнюю атмосферу, копируя поведение взрослых – как бы вам не казалось, что они «специально делают наоборот».

При нахождении ребенка в детском коллективе не перетягивайте одеяло на себя – присмотритесь как-нибудь к гуляющим родителям с детьми: только один ребенок заинтересуется деятельностью другого ребенка – как тут же мамы (а особенно любят это бабушки) пытаются переключить внимание на себя, дав указание делать ТАК, а не по иному,  найдут, к чему придраться, вспомнят, что нужно поправить штаны и т.д….

От умения общаться в коллективе будет зависеть дальнейшая социализация ребенка, умение чувствовать собеседника , заложенные умения пригодятся в любой сфере деятельности – ведь придется общаться ка минимум в коллективе и с начальством.

Диагностика отклонений общения

Отклонения в общении могут быть заметны невооруженным взглядом, куда тяжелее, когда все с первого взгляда хорошо – ребенок ладит в коллективе и свободно ориентируется в нем.  Однако, излишняя агрессия, подавление сверстников и нездоровое (необъяснимое и всепожирающее) желание быть лидером во всем может служить звоночком для выстраивания иных отношений именно в семье. Обычно в каждом детском коллективе находится один лидер-хулиган, либо просто хулиган, подтягивающий за собой остальных, получающего за это от педагогов «по шапке»(.

Как просто дарить любовь и заботу — бесценное и настоящее чувство!

Так же отклонением в общении является сильная зажатость, стеснительность, при которой ребенок никогда не сможет добиться поставленных целей, он просто будет останавливаться на задуманном, не прилагая усилий к действию или не переборов в себе стеснительность. Вспомните себя – даже во взрослой жизни, стоит только застесняться, как нужные слова мигом вылетели из головы!(

Как научить общаться ребенка с людьми

Признаюсь честно, для меня эта проблема более, чем актуальна – когда старший  ребенок пошел в детский сад, он не контактировал практически не с кем. И знаете, что я заметила? Никакими уговорами, что дети играют все вместе и можно с любым договориться, не действовали. И опытные воспитатели – а с ними сыну везло в каждой группе, не смогли направить в нужное русло его активность. Боже, что с ним творилось дома – весь словесный поток выливался на меня, и ему все равно было, что рядом спит его сестренка и говорить в пол голоса не выходило…

Спасение пришло со временем – как и говорилось выше, детям нужен, просто необходим пример взрослых, я часто стала звать гостей в дом, не только детей, но и взрослых, без детей – именно так, ненавязчиво сын вник, глядя своими большими глазами на меня, без умолка разговаривающую ( а мамам после декрета это дается особенно легко!).

Проводить время с детьми — бесценно!

Так же и с детьми, приходящими к нам – бывают, конечно, совершенно разные дети, с различными интересами – тут  задача родителей выбрать из всех имеющихся детей подходящих для безопасных игр и общения. Вы не узнаете ребенка уже через пару месяцев, если будете поддерживать благоприятную среду для общения, а радость за ребенка поддержит ваш энтузиазм.

Вывод из статьи самый простой: общайтесь сами и давайте правильный пример ребенку, работайте над собой, а не над ребенком)!

Поделиться
Класснуть
Плюсануть
Комментариев к статье: 9
Комментариев: 9
  1. Ответить
    Анна
    8 февраля 2020 в 16:58

    Конечно, живое общение полезнее. Очень актуальная проблема! В нашем детстве не было вездесущих гаджетов. Они не только могут экономить время, но и выступать поглотителями времени, тем более с современными игрушками...

    1. Ответить
      Надежда Николаева
      9 февраля 2020 в 23:35

      в прошлом нас от книг отгоняли и с улицы не могли дозваться — сейчас же эти проблемы нам только снятся с нашими детьми

  2. Ответить
    Lara
    9 февраля 2020 в 13:12

    Да, прежде всего, родители должны общаться с детьми, а не включать им гаджеты. В наше время было проще... И учились общению в детсаду и во дворе. сейчас другое время и другие проблемы.

    1. Ответить
      Надежда Николаева
      9 февраля 2020 в 23:36

      в наше время были другие проблемы — с улицы загнать домой не могли))))

  3. Ответить
    Ирина
    10 февраля 2020 в 14:19

    Важную. тему вы подняли.

    Умение общаться с окружающими очень важно не только для детей, но и для взрослых. Чем раньше дети начнут этому учиться, тем будет лучше для всех.

  4. Ответить
    Ольга
    17 февраля 2020 в 11:34

    Надежда, благодарю за статью! Очень актуально. И спасибо за Ваш личный опыт, было очень полезно почитать. Дети — отражение своих родителей в первую очередь.

  5. Ответить
    Елена Голоштенко
    20 февраля 2020 в 21:57

    Я раньше на эту тему переживала. пока старший не пошёл в школу. Он любит, чтобы было всё по его правилам, и когда шёл в школу, его поведение было более открытым по сравнению с садиковскими детьми. Но не особо контактирующим со всеми подряд.

    Дочка же наоборот, человек социума. Даже рассматривала их карты в Human Design, и там это подтвердилось.

    Но самое интересное, к чему я пришла — они не социум копируют, а семью. И сколько бы ни учили их общению, ни заставляли (а меня, кстати, в детстве заставляли быть общительной, но я не хотела и не могла, соответственно)))) — дети будут зеркалить поведение взрослых в семье. Так что переживать если и стоит, то за себя. Соответствует ли своё поведение тому, что пытаемся навязать детям :s1:

    1. Ответить
      Надежда Николаева
      22 февраля 2020 в 21:28

      ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ — СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР!)

  6. Ответить
    Картавцева Елена
    14 марта 2020 в 21:55

    Прихожу в ужас, глядя на внуков, которые утыкаются носом в смартфон и никого и ничего вокруг не видят. Вот и получается, что нынешнее поколение — заложники прогресса.

    Спасибо за актуальную статью. По мере сил пытаюсь чаще вызывать мальчишек своих на разговоры, расспрашиваю о друзьях, интересах, о разных новостях в их жизни.

Оставить комментарий
:s1: :s2: :s3: :s4: :s5: :s6: :s7: :s8: :s9: :s10: