Блог Надежды Николаевой

Обучение дошкольников общению — зачем нужно и как диагностировать

научить ребенка общаться

Всем привет! Сегодня срочно публикую давно желающий выйти в свет пост о важности вопроса обучение дошкольников общению. В мире гаджетов и новых технологий  дети общаются между собой и сверстниками в реальном времени все меньше и меньше, предпочитая использовать всевозможные мессенджеры – ведь этот доступно и легко – сейчас только ленивый не сумеет зарегистрироваться и начать пользоваться компьютерными программами, придуманными и разработанными, замечу ДЛЯ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ! Вот такой парадокс произошел – хотели сэкономить время работающих людей, а украли способность общаться вживую(.

В чем важность обучения дошкольников

Итак, зачем же так важно научить ребенка общаться со сверстниками и старшими – преподавателями, воспитателями, родными и близкими? Помните, за школьной скамьей нам говорили, что троечники, возможно, будут удачнее отличников? Прекрасно помню антимотивирующие высказывания учителей, после которых учиться не особо хотелось (но никуда не деться, если знания застревали в голове и в нужный момент давали знать о себе). Так вот именно из-за своей любви к общению многие троечники куда успешнее необщительных отличников, готовых выполнять указания хорошо, на оценку, не за результат.

Бывшие троечники, а порой и натянутые двоечники – любители отвлеченно болтать между собой и добиваться своих целей, не смотря ни на что – ни сниженные оценки, ни угрозы преподавателей вызвать родителей в школу – им все это уже знакомо, выходит, что троечники более подготовлены ко взрослой жизни, нежели зубрилы отличники. Я не говорю о каждом персонаже в отдельности – а такова общая картина закончивших школу людей около 10 лет назад.

Обучение дошкольников общению не должно носить какой-то принудительный характер – чем естественнее будет выглядеть процесс обучения общения, тем качественнее и эффективнее освоится наука. Ранее я писала о проблемах стеснения, которые  так или иначе коснутся школьника , если он не сможет справиться со стеснением.

 Как раз момент зажатости и недоверия, что заключает в себе стеснительность и порождает проблемы с усвоением школьного материала и приводит к дальнейшим комплексам, не позволяющим добиться достойных результатов и прийти к поставленной цели.

Обучая дошкольников общению, родители не только закаляют веру в себя, но и подготавливают к вполне ответственной взрослой жизни: ребенок учится коммуникативным средствам, на собственных ошибках исследует методы общения и перебирает всевозможные методы достижения целей.  Как бы мы, взрослые, не объясняли детям КАК НАДО, он не поймет принципов действия теории, пока не примет в практике, а еще лучше, когда в эту самую практику ребенок сам и внедрит собственные наблюдения.

Наверняка, вы уже сами замечали, что дети, менее контролируемые родителями, иногда из так называемых неудачных семей (одиноких или безответственных, слишком занятых родителей)   вливаются в коллектив на раз-два, в то время, когда чинно воспитанные дети стоят в сторонке и наблюдают за происходящим. Возможно, когда придется сравнить этих же людей во взрослом ответственном возрасте, более успешным окажется тот не влившийся в коллектив человек, тем не менее, частенько отвергнутый сверстниками, получивший определенный вес негатива в свой адрес. Что не может сказаться на дальнейшее взаимодействие с окружающим миром.

В самом нежном возрасте надо дать понять ребенку его значимость для окружающего мира

Как обучить ребенка общению?

Как уже говорилось, практика общения – залог успеха. Но не всегда у родителей есть возможность предоставить ребенку социальную среду по причине территориального расположения, частых  болезней или напряженной  ситуации в ином спектре. Тогда беспроигрышным вариантом станет пример именно вашего общения со взрослыми – старайтесь уделять внимание обучению общения ребенка – так к совершеннолетию детей у вас будет меньше поводов беспокоиться о его судьбе! Дети смотрят и впитывают домашнюю атмосферу, копируя поведение взрослых – как бы вам не казалось, что они «специально делают наоборот».

При нахождении ребенка в детском коллективе не перетягивайте одеяло на себя – присмотритесь как-нибудь к гуляющим родителям с детьми: только один ребенок заинтересуется деятельностью другого ребенка – как тут же мамы (а особенно любят это бабушки) пытаются переключить внимание на себя, дав указание делать ТАК, а не по иному,  найдут, к чему придраться, вспомнят, что нужно поправить штаны и т.д….

От умения общаться в коллективе будет зависеть дальнейшая социализация ребенка, умение чувствовать собеседника , заложенные умения пригодятся в любой сфере деятельности – ведь придется общаться ка минимум в коллективе и с начальством.

Диагностика отклонений общения

Отклонения в общении могут быть заметны невооруженным взглядом, куда тяжелее, когда все с первого взгляда хорошо – ребенок ладит в коллективе и свободно ориентируется в нем.  Однако, излишняя агрессия, подавление сверстников и нездоровое (необъяснимое и всепожирающее) желание быть лидером во всем может служить звоночком для выстраивания иных отношений именно в семье. Обычно в каждом детском коллективе находится один лидер-хулиган, либо просто хулиган, подтягивающий за собой остальных, получающего за это от педагогов «по шапке»(.

Как просто дарить любовь и заботу — бесценное и настоящее чувство!

Так же отклонением в общении является сильная зажатость, стеснительность, при которой ребенок никогда не сможет добиться поставленных целей, он просто будет останавливаться на задуманном, не прилагая усилий к действию или не переборов в себе стеснительность. Вспомните себя – даже во взрослой жизни, стоит только застесняться, как нужные слова мигом вылетели из головы!(

Как научить общаться ребенка с людьми

Признаюсь честно, для меня эта проблема более, чем актуальна – когда старший  ребенок пошел в детский сад, он не контактировал практически не с кем. И знаете, что я заметила? Никакими уговорами, что дети играют все вместе и можно с любым договориться, не действовали. И опытные воспитатели – а с ними сыну везло в каждой группе, не смогли направить в нужное русло его активность. Боже, что с ним творилось дома – весь словесный поток выливался на меня, и ему все равно было, что рядом спит его сестренка и говорить в пол голоса не выходило…

Спасение пришло со временем – как и говорилось выше, детям нужен, просто необходим пример взрослых, я часто стала звать гостей в дом, не только детей, но и взрослых, без детей – именно так, ненавязчиво сын вник, глядя своими большими глазами на меня, без умолка разговаривающую ( а мамам после декрета это дается особенно легко!).

Проводить время с детьми — бесценно!

Так же и с детьми, приходящими к нам – бывают, конечно, совершенно разные дети, с различными интересами – тут  задача родителей выбрать из всех имеющихся детей подходящих для безопасных игр и общения. Вы не узнаете ребенка уже через пару месяцев, если будете поддерживать благоприятную среду для общения, а радость за ребенка поддержит ваш энтузиазм.

Вывод из статьи самый простой: общайтесь сами и давайте правильный пример ребенку, работайте над собой, а не над ребенком)!

Exit mobile version