Всем привет! В сегодняшней статье хочу поговорить об остро ставшем вопросе для многих мам, а именно про непослушных детей, а точнее – как заставить детей слушаться. Хотя, скорее, заставлять это делать и не потребуется – дети в состоянии и правомерно могут добровольно выполнять заданные поручения!
Начну сразу. Что вообще, значит странное словосочетание – не слушается ребенок? По какому поводу не слушается? Как часто? Кого именно? Что происходит в душе ребенка в это момент?? И это только основные вопросы, на которые нужно четко знать ответы!
Эх, помнится, сама была молодой и неопытной мамой, желающей все делать идеально и требовала этого же и от ребенка (а так же, от всех, кто попадется под руку, родных…). Не очень веселое время, хочу сказать, было. Собственное мозгоклевание с утора до ночи, поверьте, ничего хорошего не превносил (.
Особый упор был сделан в плане обучения ребенка прибирания за собой игрушек. Выглядело это примерно так: сын, пока еще единственный ребенок, начинал исследование мира и своих (!!!) игрушек, мама же ( то есть Я), отлучившись, пользуясь моментом, на кухню – приходит на громкий зов дитя и видит полный разгром. Все вверх дном, сын накрыт какой-нибудь коробкой от игрушек или споткнулся об игрушку и больно ударился, либо просто прищемил чем то любую часть тела. Ну, примерно вот так — только у меня не было работы, а у сына Сережки.
Естественно, я возмущена, и справедливо, как мне казалось, заявляла «Сам виноват, не надо было все вываливать сразу». И упорно начинала вынуждать собирать все по местам. Между делом, ребенку не было и 2-х лет на тот момент…. В итоге, ребенок испуган, я расстроена и ничего в очередной раз не удалось. Да и на кухне половина обеда сгорела. Я же забыла обо всем на свете(.
Ну а как… Вот и мне доводилось допускать оплошности. На ошибках так и учатся – вернее доходит. Лишь бы не забывать свой горький опыт.
Заглянула в интернет — на плите сгорел обед... . Что мне делать? Как мне быть? Чем бы мужа накормить?
Итак, непослушание ребенка от 2-х лет до его хоть совершеннолетия может иметь различный характер:
— непонимание в силу возраста требуемых действий от взрослого. Особенно смешно выходит с неизведанными ребенку словами. Мы говорим им быть аккуратней, осторожней – а что означают эти выражения не всегда удосуживаемся объяснять(. Ну не поймет ребенок в 3 года почему нельзя мочить ноги на улице и не ходить по лужам в нерезиновой обуви. Нужны конкретные мотивы и объяснения! А дело родителей – выявить слабые и сильные стороны ребенка и креативно так придумать причины, по которым пройтись по луже в ботиночках или сапожках не удастся.
— неумение выполнить детьми заданного. То есть наши гениальные детки не могут порой опять же, в силу возраста разобраться с более чем 1-2 действиями. Но старшекласснику, в целом, можно и позадавать списочек необходимого – все зависит и от индивидуальных особенностей! А ребенок лет 5-6 не сможет, к сожалению « убрать за собой со стола, вымыть посуду, расставить ее по порядку в кухонный гарнитур и задвинуть стулья, в общем, оставить, как было».
— дальше. Это уже касательно детей лет 12+. По-моему, один из самых страшных поводов ослушаться взрослого – протест этому миру. Всему и вся. Помните о субкультурах, набирающих неумалимые обороты? Ведь все идет из детства, когда то потерявшего связь с миром взрослого. Вот и маются бедные подростки, не найдя выхода своим эмоциям в собственной семье, найдя признание у таких же ровесников, как и они – покинутых родителями и непонятыми в семье, в обществе(.
Ну как такой представитель пойдет и спокойно выслушав монотонную лекцию о прилежности и ненужности выглядеть «вот так»пойдет в свою комнату и переоценив всю сущность бытия, переоденется и отмоется? И я не утрирую(. Не будет такого плана послушания никогда, пока у детей и родителей не наладится контакт. И начинать надо меняться взрослым. Потому что мы мудрее и умнее, сильнее, а главное – состоялись, хотя бы частично, как личность!
Просмотрите любой выпуск из серии передач – выбрать какой-то невозможно, они все, как один укажут нам с вами о необходимости ежедневно и регулярно вести ребенка к хорошему, не забывая о нем во имя собственных потребностей – пусть это будет даже карьера!
Вот в принципе и все, что нужно сделать для послушания ребенка – иметь с ним общий язык, ту общую волну, на которой можно находиться в безопасном расстоянии от тяжести непонимания и отчуждения собственного ребенка. Ведь все начинается с малого – сегодня мы решаем за детей, чем им нужно заниматься в жизни и ведем в кружок изучения физики, когда способности ребенка сводятся к занятию спорта, а через пару лет мы получаем совсем не увлеченного физикой дитя, а обозленного и замученного человека с длинной черной/розовой/голубой челкой в кедах на босу ногу и в свитере из бабушкиного сундука. Об этом моменте уже писала в прошлой статье.
И еще в скором времени выпущу первое свое пособие, касаемое примирения с детьми! Следите за новостями!
Конечно же, не в кружке дело, как заявят читатели, об этом и речи нет. Проблема куда глубже – в неудовлетворенности общения с родителями у ребенка, в нарастающем непринятии его таким, каким он есть, неучитывании именно его интересов самых дорогих и близких людей( (.
Вот так вот грустно и просто о непослушании детей.
Подписывайтесь на обновления блога, эта тема будет не раз рассмотрена и с других ракурсов – она слишком обширна для помещения в одну статью. Кроме того, подписчики блога получают в подарок уникальный экземпляр Сборник тестовых заданий для определения уровня вашей компетенции по отношению к ребенку!)
Порой мы делаем ошибки не поясняя деткам определённое значение слов, от этого идёт не понимание, прежде чем что — то предпринять в воспитании, нужно сначала оглянуться на себя, а может быть я виновата, что я упустила и как исправить?
Кстати данный вопрос касается не только многих мам, но и всех пап. Спасибо за статью!
Алексей, это точно, что и папа вопрос касателен. Жаль, что основная часть отцов не заинтересована проблемами воспитания((.
На себя смотреть — это точно. Английская пословица: воспитывай себя, а не детей; они будут такими, как ты? Актуально, особенно в настоящее время.
да уж... в 21 веке дети стали особенно оторваны от родителей(
Раньше я тоже нервничала, что все разбросано по комнате, но потом поняла, что нет смысла все сразу складывать. Главное, чтобы проход был и чтобы это не опасно была.
Но перед сном мы обязательно все убираем. Причем складываем вместе. Сыну 4 года и чтобы не зацикливать его на этой проблеме, чтобы не накапливать чувство вины в нем, я говорю это же наши общие игрушки значит складываем вместе или по очереди. И ему стало так легче. А раньше это превращалось в слезы и крики.
Читала книги по детской психологии, в которых говориться, что до 4-5 лет ребенок пока не понимает слова наведи порядок в комнате. Ему надо прямо по детально описывать все шаги. Положи эту игрушку в ту коробку и т.п.